Дата
и место основания
группы: 1997 год, город Тейнмут, графство
Девон, Англия.
Состав: Мэттью
Беллами (вокал,
гитара, клавишные, музыка, тексты),
Крис
Волстенхолм(бас-гитара), Доминик
Ховард (ударные).
В 1990 году родители музыкантов
Криса Уолстенхолма, Мэттью Беллами
и Доминика Ховарда переехали
в приморский городок Тэйнмут,
графство Девон, Великобритания.
Изнурительная жара летом, лютый холод
зимой — то, к чему с трудом
привыкали все жители. Но если тебе
от 13 до 18, это место кажется
сущим адом. «Все, что мы делали —
курили и слушали музыку. Больше нам
нечем там было заниматься», —
вспоминает Мэттью.
Когда друзьям было по 13 лет, они
организовали свою группу Gothic Plague,
которую впоследствии была
переименована
в Fixed Penalty, потом — в Rocket Baby Dolls.
В 1997 году группа, наконец, получила
название Muse. Ребята понимали, что
добиться известности, живя
в провинциальном городишке в 250 километрах
от Лондона, будет очень сложно. Они
начали давать концерты во всех
заведениях, где только возможно. Однако
в местных пабах популярностью
пользовались только кавер-версии хитов
60-х годов.
Все они учились в одной и той же школе, но
в разных классах, и познакомились не
сразу. В то время подростки повально
увлекались музыкой, и в школе почти все
ребята играли в какой-нибудь группе.
Наши герои также не избежали этой участи,
да и выбор был невелик. По словам Мэтта,
"Тейнмут был скучным маленьким
городишком, который нам ничего не мог
предложить. Лишь один раз в году город
оживал, когда в летние отпуска приезжали
люди из Лондона, чтобы отдохнуть. Но в
конце лета люди уезжали, забирая с собой
из городка остатки жизни. Мы чувствовали
себя, словно в клетке, в мышеловке. Все
наши друзья увлекались или музыкой или
наркотиками. Мы предпочли первое и стали
учиться играть на инструментах. Таким
образом, в музыке мы нашли спасение от
скуки, царившей в городе".
Группа, в которой играл
Мэттью Беллами, называлась Carnage Mayham, и он
был там клавишником. К тому времени он
уже научился играть на фортепьяно,
причем совершенно самостоятельно. Мэтт
знакомится с Крисом Волстенхолмом где-то
в начале 90-х, когда им обоим было
примерно по 12-13 лет. В то время Крис играл
на ударных в группе под названием Fixed
Penalty. Что касается Доминика Ховарда, то
ему, можно сказать, повезло, потому что
группа Gothic Plague, в которой он состоял,
была исключительно популярной среди
школьников, и каждый хотел в ней играть,
в том числе и Мэттью (именно для того,
чтобы попасть в эту престижную группу,
Мэтт начинает учиться играть на гитаре).
Чуть позже он знакомится с Домиником, а
когда в Gothic Plague освобождается место
гитариста, Мэттью не упускает шанса этим
воспользоваться. В течение пары
последовавших за этим лет в группе все
время меняется состав, одни уходят,
другие приходят, пока, в конце концов,
Мэтт с Домиником не остаются в группе
одни. Мэтт потом скажет со смехом: "Все
остальные сбежали, не вынеся моего
общества…"
Именно в то время Мэттью начинает
серьезно писать свои собственные песни,
которые пока никому были не нужны.
Оставшись вдвоем, они понимают, что им
нужно искать бас-гитариста. И он
находится. Мэттью давно знал Криса как
серьезного и ответственного юношу,
поэтому они решают пригласить его
играть в их группе на бас-гитаре. И,
несмотря на то, что Крис играл на
барабанах, он соглашается, и становится
басистом будущих Muse.
Новая группа начинает
репетиции. Играют они в основном каверы
разных известных групп, таких как Ned's Atomic
Dustbin, The Senceless Things, Nirvana и т.п. Если же они
играют что-то свое, то у них получается
панк. Да и название они выбирают
потрясающее: Rocket Baby Dolls. Однако
переигрывание чужих песен, хоть и
позволяло добиться некоторого успеха у
сокурсников, но казалось им не столь
интересным занятием, как создавать
нечто свое. Песни, которые они сочиняли
сами, совсем не вызывали восторга у
слушателей, но отсутствие интереса не
отпугивало их: "Нас это вовсе не
приводило в уныние", вспоминает Крис,
басист Muse. "Наоборот, мы стали все
больше склоняться к тому, чтобы
продолжать писать и играть собственные
песни. Вначале мы играли в пустых клубах,
но мы пообещали себе, что мы больше
никогда не будем исполнять кавер-версии,
и мы сдержали слово".
Одним зимним днем в
феврале 1994 года в маленьком городке
Тейнмут на юге Англии проходил конкурс
под названием Battle of the Bands. Он проходил в
спортивном центре Broadmedow, и представлял
собой, видимо, нечто вроде нашей "Фабрики
Звезд" областного уровня. В конкурсе
принимали участие несколько групп в
основном играющих поп- и фанк-поп-музыку,
что-то типа Jamiroquai, но была и одна
действительно рок-группа, и она
называлась Rocket Baby Dolls. По сравнению с
другими участниками, они не могли
похвастаться отличным владением
инструментами, в то время они еще не были
хорошими музыкантами и знали это. Они
пришли на конкурс, чтобы проиграть, у них
просто не было шансов. Но они
постарались сделать все, что могли,
используя то обстоятельство, что
чувствовали себя "другими".
Rocket Baby Dolls вышли на сцену, покрытые
готическим макияжем, и сыграли кавер-версию
песни Nirvana "Tourette", а также некоторое
количество низкопробного мелодичного
панка собственного сочинения,
написанного специально для концерта.
Они были сердиты и агрессивны, но в то же
время их игра была страстной и
наполненной энергией эмоций. Это не
могло не подействовать. Толпа
прорвалась на сцену и разгромила там все,
наверняка не без участия самих
музыкантов.
И произошла странная вещь: они выиграли
конкурс, обойдя при этом остальные,
гораздо более искусные и техничные
группы. Эта победа чисто психологически
многое перевернула в головах будущих
участников Muse. "Это в корне изменило
наш взгляд на то, что же такое рок-музыка.
И даже не обязательно в музыке, надо
просто всегда действительно верить в то,
что делаешь" - скажет потом Мэтт. "Мы
поняли тогда, что эмоции, вибрации,
которые ты производишь, столь же важны,
сколь твое техническое мастерство. Мы
просто открыли, что музыка - это материя
эмоций".Следующие несколько лет
оказываются весьма нелегкими для Мэтта,
Криса и Дома. Победа на конкурсе помогла
им многое понять, но не принесла никакой
известности. Они играют концерты у
друзей, на днях рождениях и в полупустых
пабах, где чувствуют себя никому не
нужными. Доминик вспоминает об этом так:
"Большинство наших первых концертов
проходили в типичных девонских пабах,
куда люди просто приходят посидеть,
выпить что-нибудь и посмотреть VH-1 по
телеку. Они на самом деле и не хотели
слушать группу. Они хотели просто выпить,
а мы стояли там в углу и просто мешали им
своим грохотом". Беллами вторит ему:
"Мы играли в тысяче мест, в пабах,
заполненных стариками, или что-то в этом
роде, и все, что они хотели, - это хиты
шестидесятых, так что нас никогда особо
хорошо не принимали. Я думаю, что это нам
в известном смысле помогло".
Так, от репетиции к репетиции, от
концерта к концерту, они учатся делать
свою музыку, потому что не хотят
заниматься ничем другим. Иногда
наступают дни, когда у них опускаются
руки, потому что звукозаписывающие
компании по-прежнему совершенно ими не
интересуются. А ведь все их друзья уже
выкинули из головы всякие глупости,
вроде занятий музыкой, и полностью
сконцентрировались на учебе, чтобы
поступить в университет и обеспечить
себе более-менее стабильное будущее. И
хотя у Мэтта никогда не лежала душа ни к
чему подобному, иногда он начинает
сомневаться в правильности своего
выбора. Но все же, когда они в очередной
раз получают приглашение выступить где-нибудь,
это неизменно действует воодушевляюще,
потому что тот взрыв энергии и эмоций,
который вызывает у них живое
выступление на сцене, заставляет
понимать, что только этим они хотели бы
заниматься в жизни. Подобным душевным
колебаниям и была посвящена песня "Uno",
которая обращается к человеку, который
проворонил в жизни все, только потому
что не хотел потратить немного времени и
стараний на традиционные методы
достижения успеха вроде учебы и работы.
После окончания школы
Мэтт уезжает в путешествие по Европе. Он
посещает Италию, а также Испанию, где он
знакомится с одним испанским гитаристом,
у которого ему удается поучиться игре на
испанской гитаре в стиле фламенко, да и
вообще уму-разуму. Также некоторое время
он проводит в Греции. Во время
путешествия с ним случаются, по его
словам, очень серьезные вещи: любовные
истории, к примеру. И именно в Греции
рождается та самая песня, названная
"Muscle Museum", странным сочетанием слов,
найденных Мэттом в карманном словаре по
соседству с названием его группы.
В начале 1997 года ребята
снова вместе. Мэтт работает художником и
оформителем, Крис находит работу
помощника в гитарном магазине, а Доминик
довольствуется случайными приработками.
Но они не оставляют занятий музыкой и
продолжают привычную концертную
деятельность.
На одном из самых заурядных концертов
летом 1997 года с группой встретился
представитель лейбла Dangerous Records и
предложил им записаться в студии. Ну а в
сентябре того же года они уже
записываются в студии Sawmills, отделении DR.
Их первая пластинка, незатейливо
названная Muse, выходит в свет в начале 1998
года и включает всего четыре песни (Overdue,
Cave, Coma и Escape). Продюсер Джон Леки (Radiohead, Pink
Floyd, Stone Roses, John Lennon, Verve, Simple Minds, XTC)
проявляет непреходящий интерес, но
пластинка плохо рецензируется, и
прорыва не произошло. Но зато теперь они
могут начать завоевывать сердца
любителей музыки не только родного
Девона, но и всего мира, ведь тираж их
первого творения - целых 999 экземпляров...
Группа подписывает
контракт с лейблом Maverick в Штатах. Но на
этом группа не остановилась, и Muse
предпочли подписать по контракту в
каждой "критичной" для
музиндустрии стране. Так Naive соглашается
выпускать их записи во Франции, Motor - в
Германии, а Mushroom Records становится их
английской рекорд-компанией. Мэттью
Беллами так объясняет это решение: "Когда
английская группа подписывает
международный контракт, ее музыку
посылают на край света людям, понятия не
имеющим, что она из себя представляет.
Если наша музыка попадает к людям,
которые никогда не были на нашем
концерте или попросту ненавидят наши
записи, как они будут ее продавать? Мы
сами выбрали все фирмы на
интернациональном уровне, и в каждой
стране - это те, кто просто обожает нас.
Мы для них - приоритет. Поэтому по миру мы
и представлены так идеально".
В январе 1999-го
выходит еще один EP группы Muscle Museum,
который становится вторым релизом
группы на Dangerous до того, как вступают в
силу международные контракты. Он
включает 2 версии заглавной композиции,
а так же "Sober", "Uno", "Unintended"
и "Instant Messenger". Стив Ламак, DJ Radio One,
первым поставивший Muse на национальном
радио, вспоминает: "Это была одна из
тех интересных записей, которые не
вписываются в то, что звучит везде. Она
немедленно получила прекрасные отклики
слушателей". В июне 1999-го выходит
сингл Uno и, при помощи 7дюймовой
виниловой версии, попадает в Top 75. Группа
открывает концерты Feeder, принимает
участие в передаче Стива Ламака вместе с
Three Colours Red и The Donnas.
Летом 99-го группа приступает к записи
первого альбома, длящейся пять недель.
Продюсировать дебютную пластинку Muse был
приглашен опять Джон Леки. Выход альбома
предварил сингл Cave, который в хит-парадах
взял планку с номером #49.
В ноябре 1999 года Muse выпускают дебютный
альбом Showbiz, который станет золотым в
Англии и, в конечном счете, будет продан
тиражом более 700.000 копий по всему миру.
Этот альбом представил миру новую
великую группу, которая отражает в своих
песнях клокочущие и необычайно мощные и
драматичные эмоциональные переживания.
Песни Muse - это туго скрученный клубок
самых сильных страстей, которые
доносятся до слушателя не только и не
столько через тексты, но
преимущественно через музыку и звучание
голоса, если рассматривать голос как
музыкальный инструмент. Это вполне
правомерно, т.к. уникальные голосовые
связки Мэтта Беллами позволяют ему
иногда, когда в лом выжать из гитары
нужный аккорд, запросто сымитировать
нужную тональность голосом.
По следам альбома было выпущено аж пять
синглов и это говорит о том, что на
альбоме нашлось как минимум пять песен,
достаточно хороших, чтобы выйти на
отдельном носителе в индивидуальную
раскрутку. Ведь песни "Uno", "Muscle
Museum", "Sunburn", "Unintended",
"Cave"
и другие, - свежие, бодрящие, яркие,
необычные, пробирающие слушателя до
самой глубины души. "Это странно
звучит, но я не знаю, откуда появляются
некоторые из наших музыкальных идей.
Очевидно, они исходят из глубины моей
личности, но иногда даже я не понимаю,
как я придумываю их, и по правде говоря, я
действительно не хочу выяснять. Я боюсь,
что, если я найду на это ответ, я потеряю
дар сочинительства" - говорит Бэллами.
Что касается просьб разъяснить смысл
некоторых песен, то часто Мэтт
отказывается давать даже легкий намек,
потому что хочет дать каждому
возможность самостоятельно найти в
песне тот смысл, который ему нужен. Когда
же его удается разговорить, то он редко
дает одинаковые ответы и возникает
ощущение, что он просто на ходу
придумывает разные противоречивые
версии.
В 2000-м Muse ведут бурную
гастрольную деятельность: в январе
предпринимают длинный тур по Франции,
выступая с Pavement и Flaming Lips. В феврале трио
отправляется в свое первое турне по
Соединенному Королевству. А уже в марте
Muse выступают с концертами в Японии и
Австралии. Группа даже играла и на
разогреве у таких звезд как Foo Fighters и Red Hot
Chili Peppers...
После необыкновенно
продолжительного гастрольного тура, в
2001 году вышел второй альбом Muse,
озаглавленный Origin of Symmetry. Название
всплыло, после того как Мэттью прочел
книжку о теории мироздания. Одна глава в
ней была "Теория происхождения
симметрии" или что-то в этом роде. Не
долго думая, юный физик решил назвать
свой новый альбом именно так.
Большинство песен альбома уже прошли
обкатку на публике во время концертных
выступлений, и Muse решили максимально
сохранить мощь живого звучания. На Showbiz
звук был весьма навороченным, с большим
количеством разнообразных инструментов
и наложений. На Origin of Symmetry группа
захотела добиться максимально мощного
звучания, но звучания именно трио, а не
"хора с оркестром". Для этого Мэттью
специально повстречался с гитарным
техником Томом Морелло из Rage Against The Machine,
т.к. Том славился своим умением
извлекать потрясающе насыщенный и
мощный звукоряд. Он также заказал себе у
Хьюга Мэнсона (Hugh Manson) специальную
электрогитару, напичканную
разнообразными эффектами. Альбом
записывался в Abbey Road Studios, а на продюсинг
таких песен как "New Born", "Bliss",
"Plug in Baby" и "Darkshines" был
приглашен Дэвид Боттрил , известный по
работе с Tool. Остальные песни помогал
делать Джон Леки. Альбом получился
достаточно сильным, чтобы подтвердить
звездный статус Muse и окончательно
доказать, что группа вошла в мир музыки
всерьез и надолго. Релиз был назначен на
Июнь 2001 года, а группа незамедлительно
отправилась на гастроли (по правде
говоря, они практически не прекращались…).
Когда диск, наконец, появился в продаже,
его ждал подлинный успех. По всему миру
вскоре было продано 1,3 миллиона копий, а
с диска было выпущено 4 сингла с
заглавными песнями "Plug in Baby", "New
Born", "Bliss", "Hyper Music", "Feeling
Good".
22 сентября Muse
отправились в Россию на торжества по
поводу открытия русской версии журнала
NME и дал свой первый концерт в Москве.
После этого группа отправилась в
европейское турне и дала 29 концертов.
После маленькой передышки с апреля 2002
года начался новый тур, преимущественно
состоявший из фестивалей и концертов в
странах, которым было уделено мало
внимания во время основного тура. В это
время проходят обкатку и записываются
новые песни, которые планировалось
включить в концертный альбом и DVD/видеозапись,
названную в последствии Hullabaloo Soundtracks.
Вообще говоря, выпустить концертный
альбом третьим по счету - это довольно
смелый шаг, т.к. концертное исполнение
тех же песен готов купить только крайне
увлеченный группой человек. Но Muse
поступили разумно. Они сделали не просто
концертный альбом, а добавили на него 11
новых песен, издававшихся только на
синглах и EP. Причем никак нельзя назвать
это мусором, не удостоившимся включения
в предыдущие альбомы. Практически все
песни - это очень добротный материал и
причина его невключения в предыдущие
альбомы может быть только одна: Мэтт
сочиняет гораздо больше песен, чем можно
выпустить на номерном альбоме, и просто
было бы жалко, если бы это богатство
пропало. Тем более что группа
сопроводила саундтрэк блестящим по
исполнению и операторской работе
видеоизданием, выпущенным не только на
кассетах, но и на DVD.
Во время концертов и
записи альбомов Мэтт поет, играет на
гитаре и на клавишах - он похож на
всемогущего гения, который летает по
сцене и одновременно находится в
нескольких местах, в нескольких телах и
лицах. Пока ему это нравится, пока на все
хватает сил, пока энергии так много, что
Мэтт в творческом пылу нередко
принимается крушить инструменты. За
свою карьеру он разбил на сцене не
меньше четырех гитар, а во время одного
концерта в Швейцарии разрушил все, что
только было на сцене. "Абсолютно все.
Включая пианино. Там ничего не осталось",
- с досадой вспоминает он. С досадой -
потому что только после выступления
узнал о том, что инструменты на сцене
принадлежали другой группе - той, что
должна была играть после них. Мэтту было
очень стыдно, и группе пришлось
спасаться бегством.
Когда в музыке Беллами звучит
что-то очень похожее на инвенции Баха, и
поэтому многим кажется, что Мэттью
закончил музыкальную школу, а теперь
просто-напросто вставляет в песни
отрывки того, чему научился в детстве.
Правда удивляет - мало того, что Мэтт не
заканчивал музыкальной школы и с нотной
грамотой знаком не очень близко ("Я
знаю ноты, но не могу по ним играть", -
говорит он), так еще и классические
отрывки, звучащие в произведениях Muse,
вовсе не являются классическими, а
представляют собой пассажи сочинения
самого Беллами, навеянные музыкой
Берлиоза и Шопена. Сообщив об этом, Мэтт
улыбается и не без гордости кивает
головой. Но потом вдруг вспоминает: "Подождите!
Вчера на концерте я и вправду играл
отрывок из Рахманинова. Это не я сочинил,
это Рахманинов. Да, чуть не забыл".
Играл Рахманинова, не зная нот? Разве это
возможно? "Я на слух его подбираю.
Может быть, где-то не совсем точно,
импровизирую немного", - извиняется
Мэтт и улыбается так, как почему-то почти
никогда не улыбается перед фотокамерой.
Слова к своим песням Мэтт
тоже пишет сам, но тексты значат для него
куда меньше, чем музыка. "Сначала я
сочиняю музыку, а потом пою под нее то,
что чувствую. Я никогда не пишу стихов
отдельно от музыки. Слова часто
придумываются совершенно наобум".
Сам Мэтт считает, что ничего
не умеет делать лучше, чем играть на
музыкальных инструментах. Потом, правда,
спохватывается и говорит, что должен
подумать: ему очень хочется вспомнить,
что он талантлив в чем-то еще. В чем же?
Вот, наконец: "Играть! Я здорово умею
играть!". Видимо, не стань Мэтт
музыкантом, он был бы драматическим
актером. Правда, в настоящих спектаклях
пока не играл - все роли были в школьных
любительских постановках-импровизациях.
С ноября 2002 года Muse опять
начали наведываться в студию вместе с
продюсерами Джоном Корнфильдом и Полом
Ривом (John Cornfield, Paul Reeve). Сначала было
записано три-четыре песни, но потом
группа сменила продюсера, и помогал
доделывать альбом уже американец Рич
Костли (Rich Costley). Изначально
планировалось записать поднимающий
настроение альбом с мощным оркестровым
сопровождением. Однако произошло
несколько событий, в результате которых
все сильно изменилось. Формально, если
верить сайту
www.museandamuse.com,
причиной было нападение США и Британии
на Ирак, что привело к решению группы
сделать более апокалиптичное и
трагичное звучание. Для этого были
перемикшированы некоторые оркестровые
партии с целью притушевать их и добавить
драматичности. Более реальным является
просто смена настроений Мэтта и
непрекращающиеся депрессии. На вышедшем
в сентябре 2003 года альбоме Absolution явно
заметен переход от бури эмоций, которые
наполняли предыдущие альбомы Muse к более
взвешенным и тонким лирически-депрессивным
настроениям. Наиболее вероятным
представляется, что у Мэтта возникли
проблемы с самоидентификацией в
результате резко возросшей
популярности. Не зря основной проблемой,
которую приносит ему Muse, Мэтт называет
полное отсутствие нормальной личной
жизни. Женщины смотрят на него как на
звезду, а не как на обычного
провинциального паренька. Известно лишь,
что Мэтт осознавал то изменение
звучания альбома, которое в итоге вышло,
и очень переживал по поводу того, как его
воспримут слушатели.