Дата
и место
основания группы: 1997
год, город Тейнмут, графство Девон,
Англия.
Состав:
Мэттью Беллами (вокал,
гитара, клавишные, музыка, тексты), Крис
Волстенхолм
(бас-гитара),
Доминик Ховард (ударные).
В 1990 году родители музыкантов Криса
Уолстенхолма, Мэттью Беллами и Доминика
Ховарда переехали в приморский городок
Тэйнмут, графство Девон, Великобритания.
Изнурительная жара летом, лютый холод зимой —
то, к чему с трудом привыкали все
жители. Но если тебе от 13 до 18, это
место кажется сущим адом. «Все, что мы делали —
курили и слушали музыку. Больше нам нечем
там было заниматься», — вспоминает
Мэттью.
Когда друзьям было по 13 лет, они
организовали свою группу Gothic Plague, которую
впоследствии была
переименована
в Fixed Penalty, потом — в Rocket Baby Dolls. В 1997 году
группа, наконец, получила название Muse.
Ребята понимали, что добиться известности,
живя в провинциальном городишке в 250 километрах
от Лондона, будет очень сложно. Они
начали давать концерты во всех
заведениях, где только возможно. Однако в местных
пабах популярностью пользовались только
кавер-версии хитов 60-х годов.
Все они учились в одной и той же школе, но в
разных классах, и познакомились не сразу. В
то время подростки повально увлекались
музыкой, и в школе почти все ребята играли в
какой-нибудь группе. Наши герои также не
избежали этой участи, да и выбор был невелик.
По словам Мэтта, "Тейнмут был скучным
маленьким городишком, который нам ничего не
мог предложить. Лишь один раз в году город
оживал, когда в летние отпуска приезжали
люди из Лондона, чтобы отдохнуть. Но в конце
лета люди уезжали, забирая с собой из
городка остатки жизни. Мы чувствовали себя,
словно в клетке, в мышеловке. Все наши
друзья увлекались или музыкой или
наркотиками. Мы предпочли первое и стали
учиться играть на инструментах. Таким
образом, в музыке мы нашли спасение от скуки,
царившей в городе".
Группа, в которой играл
Мэттью Беллами, называлась Carnage Mayham, и он был
там клавишником. К тому времени он уже
научился играть на фортепьяно, причем
совершенно самостоятельно. Мэтт знакомится
с Крисом Волстенхолмом где-то в начале 90-х,
когда им обоим было примерно по 12-13 лет. В то
время Крис играл на ударных в группе под
названием Fixed Penalty. Что касается Доминика
Ховарда, то ему, можно сказать, повезло,
потому что группа Gothic Plague, в которой он
состоял, была исключительно популярной
среди школьников, и каждый хотел в ней
играть, в том числе и Мэттью (именно для того,
чтобы попасть в эту престижную группу, Мэтт
начинает учиться играть на гитаре). Чуть
позже он знакомится с Домиником, а когда в
Gothic Plague освобождается место гитариста,
Мэттью не упускает шанса этим
воспользоваться. В течение пары
последовавших за этим лет в группе все
время меняется состав, одни уходят, другие
приходят, пока, в конце концов, Мэтт с
Домиником не остаются в группе одни. Мэтт
потом скажет со смехом: "Все остальные
сбежали, не вынеся моего общества…"
Именно в то время Мэттью начинает серьезно
писать свои собственные песни, которые пока
никому были не нужны. Оставшись вдвоем, они
понимают, что им нужно искать
бас-гитариста. И он находится. Мэттью давно
знал Криса как серьезного и ответственного
юношу, поэтому они решают пригласить его
играть в их группе на бас-гитаре. И, несмотря
на то, что Крис играл на барабанах, он
соглашается, и становится басистом будущих
Muse.
Новая группа начинает
репетиции. Играют они в основном каверы
разных известных групп, таких как Ned's Atomic
Dustbin, The Senceless Things, Nirvana и т.п. Если же они
играют что-то свое, то у них получается панк.
Да и название они выбирают потрясающее: Rocket
Baby Dolls. Однако переигрывание чужих песен,
хоть и позволяло добиться некоторого
успеха у сокурсников, но казалось им не
столь интересным занятием, как создавать
нечто свое. Песни, которые они сочиняли сами,
совсем не вызывали восторга у слушателей,
но отсутствие интереса не отпугивало их:
"Нас это вовсе не приводило в уныние",
вспоминает Крис, басист Muse. "Наоборот, мы
стали все больше склоняться к тому, чтобы
продолжать писать и играть собственные
песни. Вначале мы играли в пустых клубах, но
мы пообещали себе, что мы больше никогда не
будем исполнять кавер-версии, и мы сдержали
слово".
Одним зимним днем в
феврале 1994 года в маленьком городке Тейнмут
на юге Англии проходил конкурс под
названием Battle of the Bands. Он проходил в
спортивном центре Broadmedow, и представлял
собой, видимо, нечто вроде нашей "Фабрики
Звезд" областного уровня. В конкурсе
принимали участие несколько групп в
основном играющих поп- и фанк-поп-музыку,
что-то типа Jamiroquai, но была и одна
действительно рок-группа, и она называлась
Rocket Baby Dolls. По сравнению с другими
участниками, они не могли похвастаться
отличным владением инструментами, в то
время они еще не были хорошими музыкантами
и знали это. Они пришли на конкурс, чтобы
проиграть, у них просто не было шансов. Но
они постарались сделать все, что могли,
используя то обстоятельство, что
чувствовали себя "другими".
Rocket Baby Dolls вышли на сцену, покрытые
готическим макияжем, и сыграли кавер-версию
песни Nirvana "Tourette", а также некоторое
количество низкопробного мелодичного
панка собственного сочинения, написанного
специально для концерта. Они были сердиты и
агрессивны, но в то же время их игра была
страстной и наполненной энергией эмоций.
Это не могло не подействовать. Толпа
прорвалась на сцену и разгромила там все,
наверняка не без участия самих музыкантов.
И произошла странная вещь: они выиграли
конкурс, обойдя при этом остальные, гораздо
более искусные и техничные группы. Эта
победа чисто психологически многое
перевернула в головах будущих участников
Muse. "Это в корне изменило наш взгляд на то,
что же такое рок-музыка. И даже не
обязательно в музыке, надо просто всегда
действительно верить в то, что делаешь" -
скажет потом Мэтт. "Мы поняли тогда, что
эмоции, вибрации, которые ты производишь,
столь же важны, сколь твое техническое
мастерство. Мы просто открыли, что музыка -
это материя эмоций".Следующие несколько
лет оказываются весьма нелегкими для Мэтта,
Криса и Дома. Победа на конкурсе помогла им
многое понять, но не принесла никакой
известности. Они играют концерты у друзей,
на днях рождениях и в полупустых пабах, где
чувствуют себя никому не нужными. Доминик
вспоминает об этом так: "Большинство
наших первых концертов проходили в
типичных девонских пабах, куда люди просто
приходят посидеть, выпить что-нибудь и
посмотреть VH-1 по телеку. Они на самом деле и
не хотели слушать группу. Они хотели просто
выпить, а мы стояли там в углу и просто
мешали им своим грохотом". Беллами вторит
ему: "Мы играли в тысяче мест, в пабах,
заполненных стариками, или что-то в этом
роде, и все, что они хотели, - это хиты
шестидесятых, так что нас никогда особо
хорошо не принимали. Я думаю, что это нам в
известном смысле помогло".
Так, от репетиции к репетиции, от концерта к
концерту, они учатся делать свою музыку,
потому что не хотят заниматься ничем другим.
Иногда наступают дни, когда у них
опускаются руки, потому что
звукозаписывающие компании по-прежнему
совершенно ими не интересуются. А ведь все
их друзья уже выкинули из головы всякие
глупости, вроде занятий музыкой, и
полностью сконцентрировались на учебе,
чтобы поступить в университет и обеспечить
себе более-менее стабильное будущее. И хотя
у Мэтта никогда не лежала душа ни к чему
подобному, иногда он начинает сомневаться в
правильности своего выбора. Но все же, когда
они в очередной раз получают приглашение
выступить где-нибудь, это неизменно
действует воодушевляюще, потому что тот
взрыв энергии и эмоций, который вызывает у
них живое выступление на сцене, заставляет
понимать, что только этим они хотели бы
заниматься в жизни. Подобным душевным
колебаниям и была посвящена песня "Uno",
которая обращается к человеку, который
проворонил в жизни все, только потому что не
хотел потратить немного времени и стараний
на традиционные методы достижения успеха
вроде учебы и работы.
После окончания школы Мэтт
уезжает в путешествие по Европе. Он
посещает Италию, а также Испанию, где он
знакомится с одним испанским гитаристом, у
которого ему удается поучиться игре на
испанской гитаре в стиле фламенко, да и
вообще уму-разуму. Также некоторое время он
проводит в Греции. Во время путешествия с
ним случаются, по его словам, очень
серьезные вещи: любовные истории, к примеру.
И именно в Греции рождается та самая песня,
названная "Muscle Museum", странным
сочетанием слов, найденных Мэттом в
карманном словаре по соседству с названием
его группы.
В начале 1997 года ребята
снова вместе. Мэтт работает художником и
оформителем, Крис находит работу помощника
в гитарном магазине, а Доминик
довольствуется случайными приработками. Но
они не оставляют занятий музыкой и
продолжают привычную концертную
деятельность.
На одном из самых заурядных концертов летом
1997 года с группой встретился представитель
лейбла Dangerous Records и предложил им записаться
в студии. Ну а в сентябре того же года они
уже записываются в студии Sawmills, отделении DR.
Их первая пластинка, незатейливо названная
Muse, выходит в свет в начале 1998 года и
включает всего четыре песни (Overdue, Cave, Coma и
Escape). Продюсер Джон Леки (Radiohead, Pink Floyd, Stone Roses,
John Lennon, Verve, Simple Minds, XTC) проявляет
непреходящий интерес, но пластинка плохо
рецензируется, и прорыва не произошло. Но
зато теперь они могут начать завоевывать
сердца любителей музыки не только родного
Девона, но и всего мира, ведь тираж их
первого творения - целых 999 экземпляров...
Группа подписывает
контракт с лейблом Maverick в Штатах. Но на этом
группа не остановилась, и Muse предпочли
подписать по контракту в каждой "критичной"
для музиндустрии стране. Так Naive
соглашается выпускать их записи во Франции,
Motor - в Германии, а Mushroom Records становится их
английской рекорд-компанией. Мэттью
Беллами так объясняет это решение: "Когда
английская группа подписывает
международный контракт, ее музыку посылают
на край света людям, понятия не имеющим, что
она из себя представляет. Если наша музыка
попадает к людям, которые никогда не были на
нашем концерте или попросту ненавидят наши
записи, как они будут ее продавать? Мы сами
выбрали все фирмы на интернациональном
уровне, и в каждой стране - это те, кто просто
обожает нас. Мы для них - приоритет. Поэтому
по миру мы и представлены так идеально".
В январе 1999-го выходит
еще один EP группы Muscle Museum, который
становится вторым релизом группы на Dangerous
до того, как вступают в силу международные
контракты. Он включает 2 версии заглавной
композиции, а так же "Sober", "Uno", "Unintended"
и "Instant Messenger". Стив Ламак, DJ Radio One,
первым поставивший Muse на национальном
радио, вспоминает: "Это была одна из тех
интересных записей, которые не вписываются
в то, что звучит везде. Она немедленно
получила прекрасные отклики слушателей".
В июне 1999-го выходит сингл Uno и, при помощи 7дюймовой
виниловой версии, попадает в Top 75. Группа
открывает концерты Feeder, принимает участие в
передаче Стива Ламака вместе с Three Colours Red и
The Donnas.
Летом 99-го группа приступает к записи
первого альбома, длящейся пять недель.
Продюсировать дебютную пластинку Muse был
приглашен опять Джон Леки. Выход альбома
предварил сингл Cave, который в хит-парадах
взял планку с номером #49.
В ноябре 1999 года Muse выпускают дебютный
альбом Showbiz, который станет золотым в Англии
и, в конечном счете, будет продан тиражом
более 700.000 копий по всему миру. Этот альбом
представил миру новую великую группу,
которая отражает в своих песнях клокочущие
и необычайно мощные и драматичные
эмоциональные переживания. Песни Muse - это
туго скрученный клубок самых сильных
страстей, которые доносятся до слушателя не
только и не столько через тексты, но
преимущественно через музыку и звучание
голоса, если рассматривать голос как
музыкальный инструмент. Это вполне
правомерно, т.к. уникальные голосовые
связки Мэтта Беллами позволяют ему иногда,
когда в лом выжать из гитары нужный аккорд,
запросто сымитировать нужную тональность
голосом.
По следам альбома было выпущено аж пять
синглов и это говорит о том, что на альбоме
нашлось как минимум пять песен, достаточно
хороших, чтобы выйти на отдельном носителе
в индивидуальную раскрутку. Ведь песни "Uno",
"Muscle Museum", "Sunburn", "Unintended", "Cave"
и другие, - свежие, бодрящие, яркие,
необычные, пробирающие слушателя до самой
глубины души. "Это странно звучит, но я не
знаю, откуда появляются некоторые из наших
музыкальных идей. Очевидно, они исходят из
глубины моей личности, но иногда даже я не
понимаю, как я придумываю их, и по правде
говоря, я действительно не хочу выяснять. Я
боюсь, что, если я найду на это ответ, я
потеряю дар сочинительства" - говорит
Бэллами. Что касается просьб разъяснить
смысл некоторых песен, то часто Мэтт
отказывается давать даже легкий намек,
потому что хочет дать каждому возможность
самостоятельно найти в песне тот смысл,
который ему нужен. Когда же его удается
разговорить, то он редко дает одинаковые
ответы и возникает ощущение, что он просто
на ходу придумывает разные противоречивые
версии.
В 2000-м Muse ведут бурную
гастрольную деятельность: в январе
предпринимают длинный тур по Франции,
выступая с Pavement и Flaming Lips. В феврале трио
отправляется в свое первое турне по
Соединенному Королевству. А уже в марте Muse
выступают с концертами в Японии и Австралии.
Группа даже играла и на разогреве у таких
звезд как Foo Fighters и Red Hot Chili Peppers...
После
необыкновенно продолжительного
гастрольного тура, в 2001 году вышел второй
альбом Muse, озаглавленный Origin of Symmetry.
Название всплыло, после того как Мэттью
прочел книжку о теории мироздания. Одна
глава в ней была "Теория происхождения
симметрии" или что-то в этом роде. Не
долго думая, юный физик решил назвать свой
новый альбом именно так.
Большинство песен альбома уже прошли
обкатку на публике во время концертных
выступлений, и Muse решили максимально
сохранить мощь живого звучания. На Showbiz звук
был весьма навороченным, с большим
количеством разнообразных инструментов и
наложений. На Origin of Symmetry группа захотела
добиться максимально мощного звучания, но
звучания именно трио, а не "хора с
оркестром". Для этого Мэттью специально
повстречался с гитарным техником Томом
Морелло из Rage Against The Machine, т.к. Том славился
своим умением извлекать потрясающе
насыщенный и мощный звукоряд. Он также
заказал себе у Хьюга Мэнсона (Hugh Manson)
специальную электрогитару, напичканную
разнообразными эффектами. Альбом
записывался в Abbey Road Studios, а на продюсинг
таких песен как "New Born", "Bliss", "Plug
in Baby" и "Darkshines" был приглашен Дэвид
Боттрил , известный по работе с Tool.
Остальные песни помогал делать Джон Леки.
Альбом получился достаточно сильным, чтобы
подтвердить звездный статус Muse и
окончательно доказать, что группа вошла в
мир музыки всерьез и надолго. Релиз был
назначен на Июнь 2001 года, а группа
незамедлительно отправилась на гастроли (по
правде говоря, они практически не
прекращались…). Когда диск, наконец,
появился в продаже, его ждал подлинный
успех. По всему миру вскоре было продано 1,3
миллиона копий, а с диска было выпущено 4
сингла с заглавными песнями "Plug in Baby",
"New Born", "Bliss", "Hyper Music", "Feeling
Good".
22
сентября Muse отправились в Россию на
торжества по поводу открытия русской
версии журнала NME и дал свой первый концерт
в Москве. После этого группа отправилась в
европейское турне и дала 29 концертов. После
маленькой передышки с апреля 2002 года
начался новый тур, преимущественно
состоявший из фестивалей и концертов в
странах, которым было уделено мало внимания
во время основного тура. В это время
проходят обкатку и записываются новые
песни, которые планировалось включить в
концертный альбом и DVD/видеозапись,
названную в последствии Hullabaloo Soundtracks.
Вообще говоря, выпустить концертный альбом
третьим по счету - это довольно смелый шаг, т.к.
концертное исполнение тех же песен готов
купить только крайне увлеченный группой
человек. Но Muse поступили разумно. Они
сделали не просто концертный альбом, а
добавили на него 11 новых песен,
издававшихся только на синглах и EP. Причем
никак нельзя назвать это мусором, не
удостоившимся включения в предыдущие
альбомы. Практически все песни - это очень
добротный материал и причина его
невключения в предыдущие альбомы может
быть только одна: Мэтт сочиняет гораздо
больше песен, чем можно выпустить на
номерном альбоме, и просто было бы жалко,
если бы это богатство пропало. Тем более что
группа сопроводила саундтрэк блестящим по
исполнению и операторской работе
видеоизданием, выпущенным не только на
кассетах, но и на DVD.
Во время концертов и записи
альбомов Мэтт поет, играет на гитаре и на
клавишах - он похож на всемогущего гения,
который летает по сцене и одновременно
находится в нескольких местах, в нескольких
телах и лицах. Пока ему это нравится, пока на
все хватает сил, пока энергии так много, что
Мэтт в творческом пылу нередко принимается
крушить инструменты. За свою карьеру он
разбил на сцене не меньше четырех гитар, а
во время одного концерта в Швейцарии
разрушил все, что только было на сцене. "Абсолютно
все. Включая пианино. Там ничего не осталось",
- с досадой вспоминает он. С досадой - потому
что только после выступления узнал о том,
что инструменты на сцене принадлежали
другой группе - той, что должна была играть
после них. Мэтту было очень стыдно, и группе
пришлось спасаться бегством.
Когда в музыке Беллами звучит что-то
очень похожее на инвенции Баха, и поэтому
многим кажется, что Мэттью закончил
музыкальную школу, а теперь просто-напросто
вставляет в песни отрывки того, чему
научился в детстве. Правда удивляет - мало
того, что Мэтт не заканчивал музыкальной
школы и с нотной грамотой знаком не очень
близко ("Я знаю ноты, но не могу по ним
играть", - говорит он), так еще и
классические отрывки, звучащие в
произведениях Muse, вовсе не являются
классическими, а представляют собой
пассажи сочинения самого Беллами,
навеянные музыкой Берлиоза и Шопена.
Сообщив об этом, Мэтт улыбается и не без
гордости кивает головой. Но потом вдруг
вспоминает: "Подождите! Вчера на концерте
я и вправду играл отрывок из Рахманинова.
Это не я сочинил, это Рахманинов. Да, чуть не
забыл". Играл Рахманинова, не зная нот?
Разве это возможно? "Я на слух его
подбираю. Может быть, где-то не совсем точно,
импровизирую немного", - извиняется Мэтт
и улыбается так, как почему-то почти никогда
не улыбается перед фотокамерой.
Слова к своим песням Мэтт тоже
пишет сам, но тексты значат для него куда
меньше, чем музыка. "Сначала я сочиняю
музыку, а потом пою под нее то, что чувствую.
Я никогда не пишу стихов отдельно от музыки.
Слова часто придумываются совершенно
наобум".
Сам Мэтт считает, что ничего не
умеет делать лучше, чем играть на
музыкальных инструментах. Потом, правда,
спохватывается и говорит, что должен
подумать: ему очень хочется вспомнить, что
он талантлив в чем-то еще. В чем же? Вот,
наконец: "Играть! Я здорово умею играть!".
Видимо, не стань Мэтт музыкантом, он был бы
драматическим актером. Правда, в настоящих
спектаклях пока не играл - все роли были в
школьных любительских постановках-импровизациях.
С ноября 2002 года Muse опять
начали наведываться в студию вместе с
продюсерами Джоном Корнфильдом и Полом
Ривом (John Cornfield, Paul Reeve). Сначала было
записано три-четыре песни, но потом группа
сменила продюсера, и помогал доделывать
альбом уже американец Рич Костли (Rich Costley).
Изначально планировалось записать
поднимающий настроение альбом с мощным
оркестровым сопровождением. Однако
произошло несколько событий, в результате
которых все сильно изменилось. Формально,
если верить сайту www.museandamuse.com,
причиной было нападение США и Британии на
Ирак, что привело к решению группы сделать
более апокалиптичное и трагичное звучание.
Для этого были перемикшированы некоторые
оркестровые партии с целью притушевать их и
добавить драматичности. Более реальным
является просто смена настроений Мэтта и
непрекращающиеся депрессии. На вышедшем в
сентябре 2003 года альбоме Absolution явно заметен
переход от бури эмоций, которые наполняли
предыдущие альбомы Muse к более взвешенным и
тонким лирически-депрессивным настроениям.
Наиболее вероятным представляется, что у
Мэтта возникли проблемы с
самоидентификацией в результате резко
возросшей популярности. Не зря основной
проблемой, которую приносит ему Muse, Мэтт
называет полное отсутствие нормальной
личной жизни. Женщины смотрят на него как на
звезду, а не как на обычного
провинциального паренька. Известно лишь,
что Мэтт осознавал то изменение звучания
альбома, которое в итоге вышло, и очень
переживал по поводу того, как его воспримут
слушатели.
В начало
|